Совсем иная была ситуация у тех, кто делал журнал «Америка». «Америка» распространялся в СССР по соглашению с советским правительством, то есть был легальным журналом. Это накладывало на этот журнал практически те же самые ограничения, что и на любое советское издание. Поэтому надо было быть воистину виртуозом правильной подачи материала, чтобы делать из этого журнала мощное пропагандистское оружие. Снимаю шляпу перед теми, кто делал этот журнал. Это высший пилотаж.
Чтобы не быть голословным, приведу сканы некоторых страниц журнала «Америка» с некоторыми комментариями.

Лусьен Аньел. «Супермаркету 50 лет».
Казалось бы, что может быть скучнее, чем статья про супермаркет. Но только не для советских читательниц этого номера журнала «Америка» 1980 года. Да, собственно, особо писать ничего не надо. Достаточно просто дать несколько разворотов витрин американских супермаркетов.



Чуть подробнее:

Цитата: «…рубленое мясо, куриные полуфабрикаты, жареные креветки, устрицы и рыбное филе. Сорт мяса, общая цена, вес и цена за фунт указаны на этикете пакета… Он [покупатель] может, нажав кнопку звонка, вызвать мясника, который отрежет ему мясо по заказу».
Жесть. Огонь прямой наводкой. В 1980 году советская женщина, которой достался такой номер журнала, смотрит на эти картинки и читает: «покупатель может, нажав кнопку звонка, вызвать мясника, который отрежет ему мясо по заказу». При этом она только что вернулась примерно вот из такого советского магазина:

Вот что такое высший пилотаж пропаганды. Настоящий пропагандист не истерит и не рвёт рубаху на груди. Он находит наиболее болевые места в обороне противника и наносит точечные удары мощной сто мегатонн. Но очень корректно и как бы отстранённо. Причём абсолютно объективно. Редакция «Америки» ничего не говорит про советские магазины. Она просто показывает американские супермаркеты. С советскими магазинами советский гражданин прекрасно знаком и без журнала «Америка». Это называется: использовать контекст, созданный противником. Не очень дорого, но очень-очень сердито.

Ну а в финале на разбитые и деморализованные части противника можно сбросить ядерную бомбу. Вот такую:

Простой такой американский холодильник. Но наносит удары посильнее авианосца «Нимиц». Это 1980 год, напомню.

Цитата: «Все шесть этажей выставочных залов, где модельеры и оптовики выставляют свои товары, выходят на крытый двор Атлантского рынка одежды»
Сегодня такой картинкой никого не удивишь. А тогда? Чудо. Чудо и есть.

Это уже не колбаса. Это уже внутренние интерьеры американских магазинов одежды.




Цитата: «…среди прочего демонстрируются оригинальные образцы нарядов для дискотек и вечеринок».
Простая спокойная подача. Пропагандист вежлив и слегка улыбается. Главное ничего не навязывать явно. Советский человек найдёт, с чем сравнить эти картинки. Например, вот с этим:

Настоящая пропаганда – это стрельба по площадям. Ковровые бомбардировки – вот залог успеха. Но это ещё не весь успех. Совершит ошибку тот пропагандист, который забудет про точечную бомбардировку. Интеллектуалы! Если вы распропагандировали массу, но забыли перетянуть на свою сторону интеллектуалов, вы сделали полдела, а в итоге, скорее всего, всё вернётся на круги своя. Поэтому надо завоевать образованный слой, который думает не столько о колбасе, сколько о высших материях.

Вуаля! Никаких фокусов. Всё перед вами. Неторопливый рассказ не столько о том, как финансируются избирательные кампании в США, сколько рассказ о том, что в США есть настоящие избирательные кампании – с альтернативными кандидатами от различных партий, со свободой слова, публичными теледебатами. Да уж.

Цитата: «Повседневная деятельность партий на всех уровнях финансируется пожертвованиями отдельных лиц или частных организаций. Такой метод сбора средств считается надёжным способом против посягательств партии, стоящей у власти».
Пропагандисту очень важно правильно спрятать основной месседж. Итак, что прочитал здесь советский образованный человек? Правильно, он прочитал: «против посягательств партии, стоящей у власти». Выводы он сделает сам.
Вот что такое высший класс игры на рояле. Я очень многое постиг в пропаганде именно благодаря этому журналу.
Свежие комментарии