В кабинете министров в целях «самоочищения» приступают к чистке

Реформаторский бум, призванный экономить казенные деньги, докатился до кабинета министров. По информации РБК, сейчас на очереди — реорганизация аппарата правительства.
Как сообщает издание, в течение месяца там намерены сократить дублирующие функции отраслевых департаментов и секретариатов вице-премьеров.
«…Бывают случаи, когда роспись поручений идет на секретариат вице-премьера, а потом сразу в министерства, минуя профильные департаменты», — цитирует издание федерального чиновника.
Предполагается, что благодаря предпринятым мерам будут усилены секретариаты и расширены их штаты. Впрочем, окончательный вариант реорганизации будет понятен в ближайшее время.
Как пояснил РБК член экспертного совета при правительстве Александр Брагин, после назначения нового кабинета переустройство аппарата происходит часто.
«Реорганизация аппарата правительства соответствует тренду оптимизации и повышения качества госуправления», — добавил он. В данном случае, полагает эксперт, реорганизация может быть связана с анализом работы по национальным проектам.
В свою очередь, экономист и политолог Михаил Делягинв беседе с «Царьградом» заявил, что считает новость о реорганизации «довольно странной» с учетом того, что «там нет большого количества людей, которых можно сокращать». По его мнению, такое решение — свидетельство популизма главы кабмина Дмитрия Медведева, как бы демонстрирующего стремление экономить народные денежки.
Эксперт полагает, что если новость соответствует действительности, то это может говорить о непонимании Медведевым и людьми в его окружении управленческой азбуки.
«Потому что департаменты и секретариаты вице-премьеров выполняют совершенно разные функции. Секретариат вице-премьера обеспечивает его работу… Департамент — это люди, которые выполняют всю полноту работы по согласованию позиций различных министерств, ведомств и крупных субъектов в экономике», — пояснил он.
Он также предположил, что несколько департаментов могут заниматься одной и той же темой, однако посчитал это некомпетентностью руководства аппарата правительства.
«Я что-то сомневаюсь в том, что такое может быть, хотя в нынешнем правительстве может быть всё, что угодно», — отметил Делягин.
Кстати, не только правительство решило реформироваться. Как сообщает газета «Коммерсант», с середины февраля новое штатное расписание ждет и Центризбирком. О реорганизации ЦИК было объявлено еще в ноябре прошлого года: появление в структуре новых управлений связано с «акцентом на цифровизацию».
А вот по мнению директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, такое решение может быть связано с приведением в порядок аппарата после деформации, возникшей из-за «перестановок Путин-Медведев, Медведев-Путин».
— В бытность Путина премьером департаменты и аппарат обрел особый вес. Потом часть этих департаментов стала кадровой кузницей для так называемых молодых технократов первой волны. После возвращения Путина в Кремль кто-то перешел в аппарат президента, а кто-то губернатором стал. Поэтому там действительно много дублирующих функций, которые создавались не столько для аппаратных нужд, сколько под конкретного человека.
Порой, если какую-то тематику курировал тот или иной профильный департамент, иногда создавались должности в канцелярии или еще где-то для осуществления надзорной функции со стороны. Поскольку был президент Медведев и премьер Путин, то все друг за другом немножко присматривали.
— Насколько я знаю, с тех пор никаких серьезных структурных изменений не было. Скорее всего, сейчас пытаются привести аппарат к более понятному функционалу. Такое чувство, что грядет если не смена премьера, которой все пытаются добиться, и кардинальной смены политики кабмина, то, по крайней мере, ротации внутри министров. Соответственно, аппарат опять может обрести какую-то контролирующе-дублирующую функцию.
Думаю, если изменения аппарата назрели, то, скорее всего, в связи с какими-то готовящимися структурными изменениями в правительстве.
«СП»: — Но ведь Медведев уже около шести лет как премьер. Почему же за это время аппарат так и не реформировали?
— Видимо, руки не доходили. Ведь в последнее время любые назначения Владимир Путин просчитывает очень долго. Это стало его трендом.
Думаю, что в большинстве департаментов и прочих структур даже не менялись начальники: кто-то устраивал, а кто-то не играл значимой роли. Видимо, дошли руки, может, не столько у самого премьера, сколько у инкорпорированных в его окружение людей.
Все-таки у нас не совсем там диктатура премьера, есть много обособленных групп влияния. Аппарат обновили, и решили несколько перегруппироваться, усилиться.
«СП»: — На ваш взгляд, как-то эта реорганизация может повлиять на дальнейшую работу правительства?
— Аппарат никогда не был политическим функционалом. Политическое кредо правительства в целом пока ясно — оно пвседолиберальной направленности, но, оставаясь, тем не менее, исполнительным органом при президенте и его указах и программах. Аппарат выполнял всегда функцию курирующую и обеспечивающую своевременную реализацию определенных указов, приказов и так далее.
Думаю, политический вектор, конечно, не сменится, но вот, например, то, что некоторые крупные проекты, которые исполняются правительством, могут обрести дополнительную силу влияния (речь идет, например, о развитии Дальнего Востока, ТОРах (территориях опережающего развития), «мусорной» реформе), это вполне. Со стороны аппарата могут ввести дополнительную функцию приглядывать за ними, контролировать.
Работа над проектами всегда предполагает, что в нее включены ведомства, которые должны обеспечивать аппаратное решение вопросов, связанных с конкретной идеей. Они могут участвовать в том объеме, в котором это выгодно авторам проекта. Если авторам проекта будет выгодно, чтобы включили департамент, то это будет сделано.
Свежие комментарии